Оптимизируем затраты на сервис автомобиля

Авто Mail.Ru
Читать дальше
Оптимизируем затраты на сервис автомобиля
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Twitter
Курсы валют растут, рубль падает, цены скачут, и на автолюбителях это сказывается не только при покупке «железного коня», но и при его дальнейшем обслуживании — дорожают запасные части и технические жидкости. Можно ли сэкономить и при этом сохранить машину в надлежащем состоянии? Да, это реально!

Причем реально это даже в том случае, если вы владеете автомобилем, который находится на гарантии. Речь сейчас не об игнорировании плановых техосмотров, иначе при поломке дилеры сделают все возможное, чтобы отказать в замене детали, и дело придется решать в суде. Есть способы уменьшить затраты едва ли не вдвое только при проведении обязательных работ, предписанных сервисной книжкой. В первую очередь надо внимательно изучить саму книжку и гарантийные условия, чтобы четко знать, когда и что необходимо менять и какие ваши действия могут привести к неприятным разбирательствам. А мы дадим ряд рекомендаций.

Совет 1. Привозите с собой запчасти и моторное масло

Если вы покупаете оригинальные запчасти в каком-либо магазине и приезжаете с ними на обслуживание, то дилеры устанавливают их без каких-либо замечаний. То же самое касается и масел  многие компании используют фирменное масло, которое на автосервисе может стоить дороже, чем при заказе в интернет-магазине. Главное  не столкнуться с подделкой и покупать в проверенных местах, или требовать сертификат, подтверждающий легальность происхождения.

Второй вариант  купить «неоригинальное» масло. Важно выбирать его не только по вязкости:  современные моторы часто требуют наличия пакета специфических присадок. Поэтому нужно внимательно смотреть на классификацию по API и допуски конкретных производителей  это аббревиатуры с цифрами, указанные на обратной стороне канистры. Например: MB229.51, VW 504.00, BMW LongLife-04 и так далее. Причем некоторые дилеры сами предлагают альтернативу  или фирменное масло, или продукцию других компаний (к примеру, Mobil 1, Castrol) с соответствующим допуском.

Экономия получится приличной. Например, литр масла BMW Quality Longlife-04 стоит 1500 рублей у дилера, а предлагаемое «официалами» в качестве альтернативы Castrol c допуском BMW LL-044 обойдется в 980 рублей за литр. В магазине фирменное масло BMW стоит уже 800 рублей за литр. Причем можно сэкономить еще больше и найти, скажем, масло Shell Helix Ultra Pro AM-L, которое имеет все необходимые допуски, за 515 рублей.

Но эта схема работает не всегда. Например, оригинальный General Motors Dexos II стоит дешевле некоторых аналогов (2500 рублей за 5 литров у «официалов»). Так что, если у вас Opel или Chevrolet, то выдумывать ничего не нужно — только уточнить цену у дилера и сравнить ее с магазинной.

Некоторые производители, напротив, фирменного масла не имеют: Citroen и Peugeot заливают продукцию Total, а Renault выбирает Elf. И в таком случае экономия может быть совсем небольшой  автосервисам литр масла обходится существенно дешевле, нежели вы купите его в розницу, поэтому даже с учетом их наценки затраты окажутся похожими. Поэтому лучше заранее позвонить на СТО и узнать, сколько у них стоит масло. Если разница невелика, то риск попросту не оправдан. А он есть:  автосервис обязательно сделает отметку о том, что вы привезли масло с собой, и в случае выхода двигателя из строя придется делать экспертизу и доказывать, что силовой агрегат сломался не из-за масла. Так что в некоторых случаях экономия на масле имеет смысл, если до конца гарантии осталось совсем немного.

Совет 2. Не делайте лишних работ

Как правило, чтобы не «слететь» с гарантии на «малом» техобслуживании нужно менять только моторное масло. Рекомендуют заменить салонный фильтр? Сделайте это самостоятельно! Обычно это занимает не больше 15 минут. То же самое можно провернуть и с воздушным фильтром двигателя — но тогда в сервисной книжке или базе данных появится отметка, что он на дилерской СТО не менялся. Чем это чревато?

Если вдруг «сердце» вашего автомобиля выйдет из строя, у дилера будет лишний повод в отказе от гарантийных обязательств  потребуется судебная экспертиза для выявления причин поломки. К тому же неправильная установка «воздушника» может привести к попаданию во впускной тракт посторонних предметов и грязи. Так что варианта тут два: менять фильтр «официально» или действовать на свой страх и риск  и быть готовым к разбирательствам.

Можно смело отказываться от дополнительных работ вроде чистки дроссельной заслонки или антибактериальной обработки системы кондиционирования. К гарантии эти операции не имеют никакого отношения, поэтому не обязательно выполнять их у дилера по рекомендации мастера-приемщика. В специализированных сервисах дешевле делать и замену тормозных дисков, колодок, деталей подвески, регулировку углов установки колес (развал-схождение). Причем качество выполненных услуг иной раз может быть даже выше, чем на «официальных» станциях.

Почему? Все просто:  некоторые дилеры плевать хотели на свою репутацию, к ним все равно будут приезжать тысячи владельцев новых автомобилей, связанных гарантией. А небольшим сервисам отзывы довольных клиентов важны  от этого напрямую зависит их доход. У многих из них уже есть опыт работы с неоригинальными запчастями, поэтому там смогут посоветовать, продукции каких фирм лучше избегать. И это не говоря о том, что за ремонт автоматических коробок, генераторов или рулевых реек могут взяться только профильные мастерские.

На первое ТО я поехал при пробеге 12 тысяч километров — у BMW сервисный интервал определяется бортовым компьютером — в дилерский центр «Автодом» на 51-й км МКАД. От друзей я узнал, что дешевле будет приехать с собственными запчастями и маслом. Купил в интернет-магазине 5 литров оригинального масла BMW по 800 рублей за литр и воздушный фильтр BMW, но с масляным фильтром решил не рисковать — вдруг не подойдет? В итоге ТО мне обошлось в 7543 рубля, из которых 1236 пришлось отдать дилеру за фильтр. Но только на масле я сэкономил 3500 рублей!
Василийвладелец BMW 520d

Совет 3. Не бойтесь неоригинальных запчастей

Даже если гарантия на ваш автомобиль еще не истекла, есть детали, на которые она или не действует вообще, или действует крайне ограниченный срок (в основном для выявления случаев заводского брака). Это  щетки стеклоочистителей, тормозные диски, колодки, лампочки. Обычно гарантия не более 50 тысяч километров распространяется на амортизаторы, шаровые опоры, сайлент-блоки рычагов, опоры двигателя, сцепление, свечи зажигания, элементы рулевого управления. На плановом ТО выявилась необходимость скорой замены колодок или вам отказывают в бесплатной замене амортизатора, мотивируя это большим пробегом? Можно смело брать качественный неоригинал.  Даже в коробочках с логотипом автопроизводителя обычно лежит продукция сторонних фирм.

Каких именно? Об этом можно узнать на интернет-форумах, где собираются владельцы машин, или по маркировке на детали. Как правило, это компании с мировым именем, поставляющие множество деталей на конвейеры автопроизводителей: Bosch, TRW, Valeo, Brembo, Ferodo, Mann, Kayaba, Sachs, NGK, Denso, Delphi, Knecht и так далее. И от оригинальных деталей они отличаются лишь отсутствием логотипа BMW, Peugeot или Volkswagen.

В декабре я поехал проходить техосмотр при пробеге 50 тысяч километров в техцентр «Фаворит Моторс». Еще на предыдущем обслуживании мне сказали, что скоро нужно будет менять передние тормозные колодки и диски. Стоимость оригинальных запчастей у дилера составила бы около 13 тысяч рублей, поэтому я решил сэкономить — детали-то не гарантийные! В результате купил диски Brembo и колодки Ferodo — в сумме за 8100 рублей. Никаких вопросов использование «неоригинала» у мастера-приемщика не вызвало, а работы по замене с чисткой и смазкой тормозных механизмов обошлись в 2592 рубля.
Сергейвладелец Peugeot 408

Чтобы оценить, какой будет экономия, мы составили таблицу, в которую включили популярные автомобили из разных сегментов. Отметим, что только у Renault Logan программа технического обслуживания предписывает менять свечи каждые 15 тысяч километров, все остальные перечисленные модели оснащаются свечами с платиновым или иридиевым напылением электрода, которые служат намного дольше  интервал замены, например, у Camry составляет 100 тысяч километров. Цены также даны ориентировочные — они пляшут вслед за курсами валют.

Как видим, даже в случае с Renault Logan экономия получается заметной. Запчасти обойдутся еще дешевле, если заказывать их заранее  чем дольше срок, тем обычно ниже цена. Есть смысл проверить прайс-листы сразу нескольких магазинов, а заодно обзвонить пару-тройку официальных дилеров  бывает, что у них в наличии имеются оригинальные запчасти по неплохим ценам (цены на детали, которые находятся в наличии на складе, менее подвержены колебаниям курсов валют). Главное, чего нужно избегать  это откровенно дешевой продукции непонятных производителей. Во-первых, есть риск, что служить они будут намного меньше, а во-вторых, это может повлиять на безопасность движения.

Официальные комментарии автопроизводителей

Редакция Авто Mail.Ru обратилась в пресс-службы российских офисов нескольких автопроизводителей, чтобы из первых уст узнать, чем грозят владельцам вышеописанные способы сэкономить при обслуживании гарантийных машин. В частности, можно ли приезжать с купленным самостоятельно оригинальным моторным маслом или с продукцией других фирм, а также со своими запчастями.

BMW Group Russia:

— Обязательным будет подтверждение, что масло куплено у официального поставщика. Если подтверждения нет, в случае поломки будет проведена экспертиза, по результатам которой принимается решение о гарантийном ремонте двигателя. Что касается неоригинального масла, то клиенту, конечно, его зальют, но в случае поломки, если экспертиза покажет, что проблемы возникли из-за него, в гарантийном ремонте будет отказано. Если же поломка произошла по вине производителя, а неоригинальное масло никакой негативной роли не сыграло — это гарантийный ремонт. С запчастями схожая ситуация. 

Обычно можно сразу определить, произошла ли поломка из-за конкретной детали. В спорных ситуациях проводится экспертиза.
BMW Group Russia

Renault Russia:

– Официальный дилер обязан использовать для обслуживания машин, находящихся на гарантии, только оригинальные запчасти и материалы. Масло может быть произведено не только Elf, но дилер должен быть абсолютно уверен в его качестве. В гарантийной книжке, которая прилагается к автомобилю, указаны минимальные классы качества и вязкость используемого масла. Масло Elf дилер получает напрямую от Renault или от официального дистрибьютора. А откуда взялось масло, которое принес клиент, дилер не знает. Следовательно, он не может гарантировать и качество обслуживания. Поэтому при любом спорном случае будет проведена экспертиза, и если окажется, что поломка произошла из-за некачественного или поддельного масла, в гарантийном ремонте откажут.

Официальный дилер должен быть уверен и в качестве запчастей, однако их оригинальность проще проверить. Если детали оригинальные, у дилера нет оснований для отказа в гарантийном ремонте.
Renault Russia

Volkswagen Group Rus

– Производитель и импортер рекомендуют использовать оригинальное масло от утвержденного концерном поставщика – об этом говорится в руководстве по эксплуатации. Но отказать клиенту в использовании оригинального масла, привезенного с собой, дилер не может. Что касается неоригинального масла, то дилер сверяет его номера допуска с предписаниями VW. Если они не соответствуют, клиенту указывают на это письменно — импортером такая ситуация считается серьезным нарушением предписаний изготовителя. Дилер (или импортер) вправе отказать в безвозмездном ремонте, если экспертиза покажет, что поломка произошла из-за использования «не того» масла. К сожалению, это встречается часто — из-за удорожания серого импорта стали возникать ситуации, когда клиенты, приобретая якобы оригинальные и рекомендованные импортером детали у неофициальных дилеров, в реальности покупают неоригинал низкого качества в упаковке, напоминающей настоящую. 

Отказа в установке «своих оригинальных запчастей SKODA» не будет. Однако если запчасть выйдет из строя в течение последующих двух лет эксплуатации, владельцу придется обращаться к ее продавцу, чтобы требовать замены этой детали на новую. Дилер несет ответственность только за детали, купленные непосредственно у него.
Volkswagen Group Rus

Toyota Motor Rus

– Официальные дилеры Toyota используют оригинальное масло. Если клиент приезжает с оригинальным маслом, приобретенным у другого официального дилера, о чем имеется подтверждающий документ, в гарантийном ремонте ему не откажут. Обратите внимание: речь идет о гарантийном ремонте неисправности, связанной именно с заменой масла, отказа от гарантийного ремонта узлов и агрегатов, с заменой масла не связанных, в любом случае быть не может. Если при использовании неоригинального масла будет установлено, что из-за него возникла неисправность двигателя, Toyota оставляет за собой право запросить у клиента необходимые сертификаты, провести экспертизу качества масла и, если окажется, что оно было низкого качества, отказать в гарантийном ремонте неисправности.

Если во время проведения технического обслуживания используются запасные части, приобретенные клиентом не у дилера Toyota, и причинно-следственная связь между возникшей неисправностью автомобиля и качеством детали установлена, дилерский центр оставляет за собой право отказать в гарантийном ремонте.
Toyota Motor Rus

Наш эксперимент: проверяем, насколько экономия реальна  

Мы решили самостоятельно проверить, насколько выгоднее окажется посещение сервисной станции официального дилера, если озаботиться покупкой запчастей и расходных материалов заранее. Для этого очень кстати подвернулся случай: одному из коллег предстояло пройти ТО-60 на автомобиле Renault Logan 1.6 2012 года (гарантия на Renault составляет 3 года или 100 000 км).

Вадим Гагарин – автогонщик, сотрудник редакции Авто Mail.Ru


Ближайший к офису дилерский центр, «Ренамакс», объявил стоимость «под ключ»  25 684 рубля. На вопрос, можно ли приехать со своими запчастями, мастер-приемщик ответил: «Да пожалуйста! Стоимость работ составит 10 348 рублей».

В обслуживание на 60 тысячах километров входит:

  • замена моторного масла;
  • замена свечей зажигания;
  • замена ремня ГРМ и приводного ремня с роликами;
  • замена фильтров: масляного, воздушного и салонного.

Попутно Вадим решил поменять и передние тормозные диски с колодками.

Записавшись на ТО, занялись поиском необходимых расходников. Если вычесть объявленную стоимость работ, получается, что стоимость запчастей у дилера составляет 15 336 рублей с учетом 3,3 литра моторного масла Elf Evolution SXR 5W-30. Интернет-магазин обрадовал:  все необходимое нам доставили за 8822 рубля. С маслом всплыл нюанс:  у «официалов» литр стоит приемлемые 500 рублей, а пятилитровая канистра Elf в розницу обойдется в 2310 рублей, так что литр в пересчете выходит в 462 рубля. Нет смысла рисковать. Да и куда деть остатки? Поэтому к 8822 рублям прибавили еще 1650 за дилерское масло. Итого: 10 472 «деревянных», все запчасти — оригинал, кроме салонного фильтра Mann.
Читайте также

В том же интернет-магазине заказали и тормоза. Пара оригинальных дисков Renault у дилера обошлась бы в 5060 рублей, такие же детали в магазине стоили 3514 рублей. Но мы купили диски Brembo всего за 2766 рублей. Схожая ситуация и с колодками: оригинал у дилера  3080 рублей, в магазине  1559 рублей, а комплект фирмы Bosch стоил 710 руб. На гарантии это никак не сказывается, поэтому экономия налицо  в официальном сервисе стрясли бы 8140 рублей, а так удалось отделаться суммой в 3476 руб. Причем есть и более дешевые запчасти, но доверять непонятным производителям не хотелось.

В назначенный час мы прибыли на сервисную станцию. Мастер-приемщик встретил нас радушно и никакого внимания не обратил на то, что приехали мы со своими запчастями — видимо, для владельцев «Логана» это нормальная ситуация. Не вызвали удивления и неоригинальные тормозные диски и колодки. «Все, давайте ключи, мы вам позвоним  ориентировочно часов через 56».

Но перезвонили буквально через 15 минут, и состоялся следующий диалог:
— Не работает лампа ближнего света. Меняем?
— А сколько стоит?
— 496 лампа и 600 работа.
— Спасибо, не надо.

Больше дефектов в автомобиле не нашли, так что через несколько часов мы вернулись за «Логаном». Итого получилось сэкономить 4864 рубля на запчастях для прохождения ТО-60, а также 4664 рубля на тормозах. Правда, сама замена дисков и колодок обошлась в 2,5 тысячи рублей  в неофициальных сервисах эта операция стоит значительно дешевле. Не стоит покупать у дилеров и лампочки  за две галогенки H4 фирмы Philips пришлось заплатить 520 рублей.

А еще в заказ-наряде было указано, что запчасти предоставлены клиентом. Чем это грозит? На оригинальные запчасти, купленные у дилера и установленные на его сервисе, действует гарантия (как правило, год). И если вдруг заскрипит, к примеру, бракованный ролик, то все заботы на устранение этого дефекта возьмет на себя официальный дилер. В случае с деталями, купленными самостоятельно (даже оригинальных!), придется сначала взять у сервисменов отчет, что неисправность возникла по вине брака, и ехать разбираться с магазином, в котором вы купили запчасть. Причем придется взыскивать и компенсацию на работу по повторной замене. Подобные ситуации очень редки, но все же случаются. Так что всегда надо считать, а действительно ли так велика экономия средств, как возможные потери времени и нервов.